Бесплатная доставка от 15 000 руб 

Ущелье Алибек: осеннее волшебство Домбая

Мне всегда хотелось побывать в осенних горах, а в прошлом октябре это желание как-то особенно усугубилось. Тогда еще не было актуально исследовать российские просторы из-за закрытых границ, но фотографии Домбая на случайно найденном сайте с авторскими турами по Карачаево-Черкесии все же вдохновляли на спонтанное путешествие. И вот, одним прекрасным утром у меня в окне уже белела вершина Белалы-Кая, а вечером душу и желудок грел карачаевский хычин. 

По программе нам предстоял поход в ущелье Алибек. От отеля в посёлке Домбай нас забрал улыбчивый Нурик и усадил в свой колоритный УАЗ — его задачей было упростить нашу жизнь и спасти от 6,5 километров набора высоты пешком. Он вез нас к альплагерю. Мы довольно мягко ехали по поселку, но как только машина свернула на горную дорогу, водитель объявил: «Ух, красота начинается!». Мы думали, он про жуткую тряску по ухабам, но Нурик оказался романтиком: «Я про осень!».

Ледник считается одним из легкодоступных на Домбае, но наше попадание к нему обсуждалось как потенциальное, а на него — как практически невозможное. Слишком опасно: лед тает, раскалывается, образуя трещины и пещеры. В любой момент может рухнуть очередной пласт и начаться камнепад. Изначально предполагалось следовать классическому туристическому маршруту до Турьего озера, но как и полагается хорошему путешествию — все пошло не по плану.

 

На выступе скалы над Алибекским водопадом, который к октябрю месяцу значительно мельчает, я увидела людей. «Как они там оказались?» — поинтересовалась я у сопровождающего гида Коли. Оказалось, что к леднику, на самом деле, ведет две тропы. Одна — в обход через Турье озеро (длиннее, но проще), а вторая — взбираться прямиком на скалу водопада и продолжать движение вдоль русла реки. Мы хитро переглянулись с Николаем и с разрешения всей группы начали наше маленькое восхождение.

С водопада мы увидели самую невероятную панораму за всю поездку. Заключенная в объятия суровых карачаевских гор, долина Алибек кричала цветом. Осень разливалась янтарным озером, разбрызгивалась, стекала со скользких склонов. Осень здесь была вдаль, вглубь, ввысь, заполняла собой и создавала свой укромный вакуум. Мы стояли молча на том выступе, глубоко вдыхали прозрачный и тугой воздух и не могли двинуться с места — все очень хотели запомнить этот момент.

 

Но нас ждал ледник. Остаток пути преодолевался с внушительной скоростью и энтузиазмом. На наших глазах по высоким и уже таким близким вершинам раскинулась ледяная толща ледника — финальная точка маршрута.

 

Площадь этого гиганта — 975 гектаров, что делает его самым большим ледником в окрестностях Домбая. Мы шли по разбросанным валунам долины, заросшей редколесьем, стойкими колосками и кустарниками, и не верили, что еще 80-90 лет назад это место покрывал внушительный слой льда. Не было ни водопада, на который мы взбирались, не было и реки, вдоль русла которой мы держали свой путь.

Революционные, можно сказать, испытываешь ощущения, когда идешь по пространству, не обустроенного для тебя, для человека. В котором ничего не сделано для того, чтобы тебе было удобно. Где нет дороги, протоптанной тропы или хотя бы указателей примерного маршрута. Есть просто неделимый простор, существующий сам по себе и для себя. Существующий просто для того, чтобы существовать.

 

В итоге мы оказались на леднике. Забрались на него по уходящим из-под ног камням. Потрогали его подошвой наших трекинговых ботинок и не верили, что все это с нами все-таки случилось. Что Домбай причинил нам всю эту необъяснимую, невыносимую до боли красоту.

ВАМ ТАКЖЕ МОЖЕТ БЫТЬ ИНТЕРЕСНО